Поиск
Регистрация Войти

Образование детей-инвалидов и лиц с ОВЗ

В 2017-2018 учебном году в МБОУ "СОШ №3" г. Губкина ведется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе на основании ФГОС ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития

АООП НОО (вариант) количество учащихся с ОВЗ в  классе
АООП НОО для детей с ЗПР в. 5.1 2 (1 класс)
АООП НОО для детей с ЗПР в. 7.1 2 (1 класс)
АООП НОО для детей с ЗПР в. 7.1 9 (2 класс)
АООП НОО для детей с ЗПР в. 7.2 2 (2 класс)


В 2015-2016 учебном году МБОУ «СОШ № 3» г. Губкина включилась в реализацию долгосрочной целевой программы Белгородской области «Доступная среда».

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Губкина Белгородской области является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, основного образования.  Ежегодно контингент школы составляет до 300 обучающихся.

На сегодняшний день в нашей школе 35 учащихся, которые по состоянию своего здоровья могут освоить государственные образовательные программы только в особых условиях. К отдельной группе относятся дети-инвалиды и дети c ОВЗ, которые по состоянию здоровья также требуют создания для себя особых условий обучения и воспитания. В МБОУ «СОШ №3» г. Губкина таких учащихся 8, среди которых 2 имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 2 нарушения зрения, 1- нарушения слуха, другие заболевания - 3. 33 учащихся обучаются по адаптированной общеобразовательной программе, 20 - в классах для детей с ОВЗ, 4 в интегрированных классах,  8 учащихся с задержкой психического развития в классах совместно с нормативно развивающимися учащимися, 4 находятся на индивидуальном обучении.

С 2011 года коллектив МБОУ  «СОШ №3» г. Губкина работает над проблемой повышения качества образования, решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование в МБОУ «СОШ №3» г. Губкина призвано решить следующие задачи:

  1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
  2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
  3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
  4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
  5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
  7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал)

Для информации. Закон №124-ФЗ

Введение ФГОС ОВЗ. СаНиПин.


Организационное обеспечение


Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:

1.Устав  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.

2. Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Губкина Белгородской области.

3.Положение о классах коррекционного обучения

4. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы.

5. Программа коррекционно-развивающей  работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ).

6. Договор с родителями детей с ОВЗ о предоставлении общего образования в инклюзивной форме.

Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Во исполнение письма департамента образования Белгородской области от 02.08.2016г. № 9-09/14/5336  «Об организации горячего питания в общеобразовательных организациях области в 2016-2017 учебном году», в соответствии с Положением об организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях Губкинского городского округа, утвержденным постановлением администрации Губкинского городского округа от 21.03.2014г. № 603-па,  приказа управления образования администрации Губкинского городского округа  от 29 августа 2016 года № 1717 «Об организации  питания в общеобразовательных организациях с 1 сентября 2016-2017 учебного  года»,  в целях социальной поддержки населения и укрепления здоровья обучающихся, на основании личных заявлений родителей обучающихся и подтверждающих документов  были утверждены списки  детей с ОВЗ (30 человек)  для освобождения от оплаты за питание в школьной столовой (приказ от 1.09.2016 г. №384).
Медицинское сопровождение осуществляется  специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ  в учебной и во внеурочной деятельности,  в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2014 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: http://sch3.obr-gubkin.ru, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесс, так же имеется версия сайта для слабовидящих людей.


Материально - техническое обеспечение


Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

Смонтированы широкие входные двери, пандус, санитарно-гигиенические помещения.

Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2015 году за счет федерального бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами.

Сенсорная комната - это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний

Наполняемость сенсорной комнаты

  • · мягкое и тактильное оборудование
  • · светозвуковая панель
  • · воздушно-пузырьковая трубка
  • · развивающее оборудование
  • · сухой бассейн

Интерактивные панели способствуют развитию тактильного, визуального и акустического восприятия.


Кадровое обеспечение


Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. На протяжении трех лет осуществляется внутрифирменное обучение по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.


Психолого - педагогическое сопровождение


Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:

  1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  2. проведение  малых педагогических советов, административных советов;
  3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  5. разработка методических  рекомендаций учителю;
  6. диагностика, коррекция, профилактика;
  7. обследование школьников  по запросу родителей;
  8. оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.


Нормативные документы



Рекомендации учителям



Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Программа «Доступная среда» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

«Доступная среда» обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
  • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
  • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

  1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
  2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
  3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

  1. Сориентировать коллектив  на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
  2. Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
  3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды для детей с ОВЗ.

Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

  • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;
  • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
  • оптимизация современной образовательной инфраструктуры

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.


ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"


1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

Оборудование, приобретенное в целях обеспечения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 



Информация по обеспечению образовательного учреждения введения ФГОС НОО ОВЗ